ТЕРРА 7. Эффективно. Экономично. Экологично.
ТЕРРА 7. Эффективно. Экономично. Экологично.
Биостимуляторы: перспективы роста.
По мнению экспертов Отраслевого альянса содействия распространению биологических продуктов (BPIA), новейшие биопестициды и биостимуляторы являются препаратами с пониженным риском применения. Именно поэтому этот сегмент рынка биопрепаратов растет ускоренными темпами.
BPIA сегодня - это быстро растущая ассоциация, членами которой являются более 130 самых разных компаний. Членство в ассоциации объединяет и мелких инновационных индивидуальных предпринимателей и крупные международные компании. В 2017 году BPIA решила включить биостимуляторы в сферу своих интересов. BPIA имеет большой опыт работы с биопестицидами, поэтому решение обратить свое внимание на категорию биостимуляторов было вполне логичным
Двукратный рост
Исследовательская компания Dunham Trimmer (входящая в ассоциацию BRIA) оценивает стоимость мирового рынка биостимуляторов в более чем 2,2 млрд долларов США. По ее прогнозу стоимость этого рынка превысит 5 млрд долларов США к 2025 году. В сочетании с глобальным рынком продуктов биоконтроля общая совокупная стоимость рынка органических сельскохозяйственных культур превысит 8 млрд долларов в 2020 году и 16 млрд долларов к 2025 году. Общий ежегодный прирост сегмента продуктов биостимуляции оценивается в 13%. Это более чем в три раза превышает темпы роста рынка защиты растений в 2017 году. Столь мощный подъем обусловлен глобальной необходимостью наращивания производства сельскохозяйственных культур, используя устойчивые методики с наименьшим риском для окружающей среды. Биостимуляторы, похоже, взяли на себя ключевую роль в этих изменениях сельскохозяйственной практики, повышая устойчивость растений к абиотическому стрессу в неблагоприятных условиях выращивания.
Сегодня Европа является крупнейшим регионом для продаж биостимуляторов с годовым доходом более 1 млрд долларов США. Это составляет более трети стоимости мирового рынка. Далее следуют регионы Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанской зоны, каждый из которых занимает более чем 20% рынка. Прогнозируется, что этот относительный рейтинг не изменится в период с настоящего момента до 2025 года. Но уже сейчас очевидно, что Латинская Америка в этом отношении будет расти значительно быстрее, чем другие регионы, и, согласно прогнозам, весьма быстро ликвидирует существующий разрыв в продажах со своими соперниками. К 2025 году во всех четырех регионах объем продаж биостимуляторов, скорее всего, превысит 1 млрд долларов США.
Применение биостимуляторов, как считается, более сбалансировано между пропашными и овощными культурами, а также фруктами. Пропашные культуры уже показали самый быстрый рост их применения, особенно в области обработки семян. По прогнозам, к 2025 году продажи биостимуляторов, как для пропашных, так и для садовых культур превысят в каждом из этих секторов объем в 2 млрд долларов США.
Природный ресурс для защиты
Современное сельскохозяйственное производство массово использует средств защиты растений от болезней, насекомых и разнообразных воздействий среды. Большинство из них искусственного происхождения и не разрушаются ферментативными системами растений или другими физическими и химическими воздействиями. Это приводит к их накоплению в собираемом урожае, а значит в организме людей и животных. Понимание этого механизма активизировало поиск препаратов, позволяющих получать чистые и абсолютно безопасные продукты питания.
Биохимические исследования показывают, что растения самостоятельно синтезируют собственные защитные вещества в ответ на неблагоприятные условия окружающей среды. Но скорость их наработки и количество могут быть недостаточными. Поэтому выделение таких веществ из природного сырья и обработка ими растений могут служить для повышения устойчивости и повышения урожайности сельскохозяйственных культур. С момента создания первых биостимуляторов, по мнению экспертов-биохимиков, в сельском хозяйстве началась новая эра.
Биостимуляторы – продукт новый, поэтому пока еще недостаточно «вписанный» в сложившуюся систему средств защиты растений. Первое, что отмечают эксперты, биостимуляторы важно отличать от минерально-микроэлементных удобрений типа «NPK + микроэлементы». Удобрения с микроэлементами действуют на растения опосредованно, снабжая их основными питательными веществами и микроэлементами, необходимыми для синтеза аминокислот. А компоненты биостимуляторов оказывают на растения прямое действие. То есть, растение получает готовые аминокислоты, в том числе незаменимые, не затрачивая дополнительной энергии на синтез. При этом аминокислоты и другие биологически активные вещества растительного происхождения полностью усваиваются растениями, активно воздействуют на их метаболизм, создают резерв для построения белков и ферментных систем.
Органические биостимуляторы растительного происхождения безопасны для растений, т. е. при передозировках, действии высоких температур не вызывают ожогов и не оказывают отрицательного воздействия. Применение биостимуляторов в комплексе с водорастворимыми минеральными удобрениями и микроудобрениями становится одним из наиболее эффективных приемов регулирования питательного режима сельскохозяйственных растений.
Провести границу
Как и всякий новый продукт, биостмуляторы необходимо «вписать» в юридическую систему и нормативную практику применения. Компании-члены ассоциации BPIA вместе с другими предприятиями отрасли производства биостимуляторов обратились к Агентству США по охране окружающей среды (EPA) за рекомендациями относительно определения разграничений между биостимуляторами и регуляторами роста растений. В ноябре 2018 года EPA подготовило и направило в госучреждения США проект документа под названием «Руководство по биостимулирующим препаратам для растений: требования по маркировке, регулируемые в соответствии с требованиями FIFRA.
Ассоциация также сотрудничает с Конгрессом США, стремясь узаконить биостимуляторы в качестве уникальной категории сельскохозяйственных ресурсов. Пока подобные продукты определяются как «вещества или микроорганизмы, которые при применении их к семенам и растениям стимулируют естественные процессы усвоения питательных веществ». В равной степени, эти препараты «способствуют устойчивости к абиотическому стрессу и повышению качества и урожайности сельскохозяйственных культур». BPIA также привлекла большой интерес потенциальных потребителей биостимуляторов, обратившись к Министерству сельского хозяйства США (USDA) с просьбой о санкционировании исследований с целью определения эффективных средств регулирования рынка биостимуляторов. Результаты этих инициатив уже стали приниматься во внимание при разработке изменений для законодательства о фермерских хозяйствах.
Ассортимент органических биостимуляторов постоянно растет. Это концентрированные водорастворимые органические препараты для обработки семян, корневых и листовых подкормок сельскохозяйственных культур, содержащие биологически активные вещества: аминокислоты, гуминовые и фульвовые кислоты, витамины, фитогормоны, пептиды, белки, энзимы, полисахариды и другие активные соединения, в том числе микроэлементы.
Российские эксперты Технологической платформы «Биоиндустрия и биоресурсы» (БиоТех-2030) также полагают, что одной из главных проблем развития глобальной отрасли биостимуляторов является неопределенная нормативная среда в некоторых географических регионах. Но она не представляется сложной, и будет решена в ближайшее время.
Биостимуляторы и пестициды
Практика применения биостимуляторов показала, что совместное применение в баковой смеси с пестицидами, не столь однозначна. Биостимулятор может улучшить действие пестицида за счет удерживания активного ингредиента на поверхности листьев путем образования микроколлоидов полисахаридов или ионного заряда. Кроме того, многие продукты с гуминовой кислотой могут улучшать абсорбции активных ингредиентов и микроэлементов.
Но биостимуляторы не всегда улучшают действие пестицидов, иногда они могут даже не оказывать существенного эффекта или даже снижать эффективность пестицидов. Потенциальные отрицательные эффекты связаны с осаждением пестицидного активного ингредиента из раствора или антагонистическое действие. Другое потенциальное негативное взаимодействие - антиоксидантный эффект на поверхности листьев в течение периода проникновения патогенных микроорганизмов, когда растение вырабатывает активные формы кислорода для борьбы с атакой. Однако, эксперты относят эти отрицательные эффекты к разряду потенциальных и рекомендуют для полной уверенности вносить препараты отдельно, чтобы полностью исключить любые негативные последствия.
Реальный эффект от применения биостимуляторов существенно превышает потенциальные негативные последствия. Так, испытания, проведенные в 2014-2015 годах в Российских сельхозпредприятиях показали, что урожайность на опытных участках яровой пшеницы, обработанных стимуляторами роста, на 25% превысила контрольный участок без обработки. Использование биостимуляторов при выращивании хлопчатника обеспечило рост общей листовой поверхности почти в 2 раза (на 94,3%). На обработанных растениях симптомы каких-либо грибных, бактериальных болезней, а также развитие полевых популяций насекомых-вредителей не обнаружены. Лабораторное и производственное применении стимулятора роста показало увеличение урожайности на зерновых, бобовых и овощных культурах от 13 до 30%.
Положительные практические результаты применения биостимуляторов роста сельхозкультур – главный аргумент, который принимают фермеры и сельхозпроизводители во всем мире.
Владимир Францкевич
Читать полностью: https://www.agroxxi.ru/gazeta-zaschita-rastenii/zrast/biostimuljatory-perspektivy-rosta.html